В новый год — без бумаги

Таможенное оформление грузов требует документального сопровождения. Сегодня при «прохождении таможни» на смену бумажным носителям приходят электронные документы, заверенные электронной подписью.

смена бумажных носителей на электронные подписи

В ближайшие недели, с 1 января 2014 года, электронное декларирование товаров при их перемещении через таможенную границу Таможенного союза станет обязательным — в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322).

Об электронном оформлении таможенных операций и преимуществах этого способа рассказывают Андрей Ларин, руководитель компании «ВЭД Сервис» и Мария Мастер, руководитель отдела продаж «Деловой Сети».

— Всем ли участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с Нового Года придется перейти на электронное декларирование? Или есть исключения?

Андрей Ларин: Большинству не «придется перейти», они уже перешли на новые способы документооборота. Сейчас, по данным ФТС, 94% участников внешнеэкономической деятельности (на их долю приходится 99% от общего числа деклараций) используют электронное декларирование. Остальные 6% — это организации, прибегающие к услугам таможни лишь эпизодически. До сих пор они предпочитали, по старинке, составлять бумажные документы, однако после Нового года им придется изменить привычки.

Бумажные декларации будут использоваться в отдельных случаях, установленных правительством. Например, отказ от товара в пользу государства, его уничтожение, декларирование в режиме секретности, международные почтовые отправления, карнет АТА. Совокупный объем этих форм, по данным ФТС, не превышает 0,5% из 4,5 млн. таможенных деклараций, ежегодно подаваемых в России.

— Как проводится процедура электронного декларирования?

Мария Мастер: В таможенные органы в электронном виде подается декларация, подписанная электронной цифровой подписью, и опись документов. В ходе выпуска товаров в свободное обращение таможней могут быть затребованы дополнительные документы. Участник ВЭД предоставляет их — также в электронном виде. Дистанционно могут быть проведены и таможенные операции по контролю — проверка сведений, досмотр, осмотр товаров.

Важным элементом электронного декларирования является электронная подпись (ЭП) для таможни. Получить такую подпись для подтверждения подлинности документации, а также весь спектр сопутствующих услуг, можно или в нашей компании или у других аккредитованных Удостоверяющих Центров. Среди наших преимуществ — быстрый выпуск подписи. Клиент приходит в офис, через 20 минут он его покидает уже с электронной подписью. Не нужно тратить часы своего времени, на ожидание или вторую поездку в офис Центра.

Наша ЭП для таможни имеем и еще одно существенное преимущество — дополнительную область применения. Абонент «Деловой Сети» при покупке ЭП для таможни имеет право бесплатно выбрать еще один портал, на котором он сможет воспользоваться этой подписью. Пока это Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и сайт Госуслуги — на выбор. В дальнейшем планируется расширить список таких сайтов.

— Чиновники и заинтересованные организации (в нашем случае это Удостоверяющие Центры), разумеется, хвалят новые технологии. Но есть ли от них польза самим участникам ВЭД?

Андрей Ларин: Несомненно. Благодаря электронному оформлению за последние два года сроки таможенного оформления сократились в два раза, причем как на сухопутных переходах, так и в портах. Само таможенное оформление сейчас занимает 1-2 дня. Ну и немаловажная деталь — процесс подачи декларации исключает непосредственный контакт с таможенным инспектором и возможные коррупционные схемы.

-Развивается ли электронное декларирование?

— Да, оно прошло большой путь за последние 3-4 года. Сначала действовала форма ЭД-1, при этом в таможню отправлялись отсканированные документы. Это было сложно и таким образом работали только таможенные брокеры. Сейчас действует ЭД-2 — все участники ВЭД могут отправить декларацию в таможню в электронном виде с пакетом формализованных документов.

Существуют несколько способом подать декларацию в электронном виде. Первый — непосредственно на сайте таможни — customs.ru. Необходимо зайти в раздел для подачи деклараций на товары перемещаемые через таможенную границу и процедуры предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию. Далее — зарегистрироваться на сайте, потом зайти в свой личный кабинет и отправить документы, заверенные ЭЦП.

Есть и второй, который гораздо удобнее, с помощью специализированного программного обеспечения, которое значительно облегчает этот процесс. Наша компания продает и поддерживает такие программы.

— Облегчает как именно? В чем преимущества использования отдельных программ? Ведь за них, как правило, нужно платить. Их необходимо обновлять…

Андрей Ларин: Подать декларацию не так просто, нужно знать ставки пошлин, многочисленные коэффициенты, ряд других цифр. Нужно правильно подготовить декларацию, рассчитать платежи, предоставить дополнительные документы. Программное обеспечение включает в себя регулярно обновляемые справочники и калькуляторы, списки дополнительной документации и многое другое. Программа проводит проверку правильности поданных данных, нет ли ошибок.

Также не нужно заходить на сайт — декларация отправляется непосредственно из программы. Необходимо подключение организации к информационной системе электронного декларирования АСВД ФТС России, получение в ЦИТТУ ФТС реквизитов доступа, но мы берем на себя весь процесс подключения и оказываем эту услугу бесплатно. Мы консультируем по настройке рабочих мест декларантов (специалистов по таможенному оформлению), в удаленном режиме выполняем установку и настройку программного обеспечения и электронной подписи.

Предоставлять декларацию в таможенные органы через сайт удобно только для тех, кто оформляет таможенные грузы очень редко. Например, недавно к нам обращался экспортер медузы. Ему нужно подавать такие документы только раз в год. И ему нет особого смысла в покупке программы. Тем же, кто занимается ВЭД регулярно, вручную заполнять их на сайте довольно утомительно.

Мария Мастер: Налаженный бизнес требует дополнительного программного обеспечения. Это верно не только для взаимодействия с таможней, но и с другими госорганами.

Например, мы продаем программы для отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде в различные ведомства. Они выполняют функции, аналогичные «таможенным» программам — проверяют правильность заполнения, дают советы. Благодаря этому участники рынка могут избежать штрафных санкций, ускорить и облегчить документооборот. Мы продаем и поддерживаем эти программы уже 15 лет и они пользуются стабильным спросом.

Справка «ДС»: Электронная подпись (ЭП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Цифровая подпись предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ.

Компания «ВЭД Сервис»- сервис провайдер по обеспечению поддержки электронного декларирования и предварительного информирования, официальный представитель разработчиков программного обеспечения ООО «Альта-Софт» и ООО «СТМ». Выполняет подключение к системе электронного декларирования участникам ВЭД — бесплатно! Оказывает информационно-техническую поддержку, также бесплатно. Все вопросы можно направлять на адрес: info@vedservice.ru. Телефон: 8 902 5234573. Сайт: vedservice.ru.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *