Консьюмеризация ИТ захватывает бизнес

Технологии быстро проникают в нашу жизнь, и то, что несколько лет назад казалось новым и сложным, теперь является неотъемлемой частью окружающего мира. Отказаться от этого — значит проиграть во всем. Один из актуальных современных трендов — консьюмеризация ИТ. Чем это чревато для компании и как правильно «внедрить» «ИТ-свободу» в бизнес и жизнь сотрудников?

«Продажа - это только начало…»

«Продвинутый пользователь компьютера» — сегодня такая характеристика в резюме соискателя воспринимается абсолютно нормально, однако через несколько лет вполне может вызвать недоумение или даже усмешку.

Представьте себе продвинутого пользователя холодильника или СВЧ! Пользователь — он пользователь и есть, для успешного применения устройства по назначению ему не нужны «сложные материи» и совсем не обязательно знать, как устроен конкретный прибор.

Несколько лет назад подключить к интернету карманный компьютер мог только тот самый очень «продвинутый пользователь», а владельцам современных смартфонов трудно представить, что это может быть головоломным процессом.

С компьютерами происходит то же самое. Раньше для настройки компьютерной сети даже небольшого офиса нужно было обладать недюжинными знаниями, а сегодня достаточно установить умную операционную систему.

Тенденция превращения высокотехнологических приборов в потребительские устройства стремительно развивается. Когда-то этому процессу даже пытались дать громоздкое название «коммодизация» (от английского commodity), но термин не прижился, наверное, из-за своей тяжеловесности.

Новому понятию «консьюмеризация», похоже, суждено другое будущее. Бурно развивающуюся в мире тенденцию, названную этим словом, не только активно обсуждают эксперты — в компаниях для нее устанавливают специальные политики, а разработчики программных решений создают уникальные инструменты.

Новая работа

Консьюмеризация ИТ — это принципиально новый подход к работе. Раньше сотрудники приходили в офис и выполняли свои обязанности только с помощью тех технологий, которые им предоставляла компания, и только в установленное рабочее время. Сегодня людям доступно большое количество новых удобных персональных технологий. При этом сам ритм жизни заставляет человека повышать скорость взаимодействия с «окружающим миром». Это приводит к настоятельной потребности активной части корпоративных пользователей искать возможности для принципиально другого стиля работы. Необходимо постоянно быть «на связи» с жизнью корпорации и в офисе, и дома, и в пути, получая в любой момент доступ к тем же возможностям, что имеет стационарный офисный компьютер. И, наоборот, на рабочем месте в компании нужно активно пользоваться личными ноутбуками и смартфонами. К этому добавляются и новые средства коммуникации в социальных сетях и блогах, которые все более интенсивно применяются для решения профессиональных и деловых задач.

Истинная консьюмеризация ИТ означает и то, что люди сами могут выбирать, где, как, с помощью каких устройств им работать. Можно отвечать на почту прямо с личного смартфона, а не использовать неудобный корпоративный телефон… Можно применять свой любимый привычный гаджет везде… Всё, что нужно, можно делать и на работе, и дома, и в кафе… При этом не надо думать о технических проблемах — устройства и программы работают для пользователя.

Цена «свободы»

Однако чтобы обеспечить такую заманчивую свободу для работника, придется решить огромное количество проблем внутри компании.

Не каждый современный руководитель готов сегодня вкладывать силы и средства в настройку нового стиля работы персонала. И особая нагрузка ложится на ИТ-подразделение.

Начнем с того, что хотя компьютер сейчас и является основным рабочим инструментом для большинства сотрудников, их мнением по поводу того, каким он должен быть, интересуются очень редко — разве что учтут пожелания руководящих кадров. Исторически вопросы о том, что можно или нельзя использовать в работе, решают ИТ-структуры. И при определенном уровне компьютерной грамотности персонала это оправдано.

Но за последнее время ситуация изменилась. Компьютерная техника развивается с огромной скоростью, и так же стремительно она завоевывает персональные «пространства». Для своих личных задач пользователи стремятся выбирать лучшие устройства — и это нередко оказываются более совершенные инструменты, чем предоставляемые им на работе. Имея такое устройство, трудно удержаться от его применения для решения корпоративных задач.

По данным ресурса www.win7rus.ru, сегодня служащие в 40% случаев используют личный компьютер для решения рабочих вопросов. Чтение блогов и социальных сетей в 36% случаев объясняется рабочими задачами. Более 40% сотрудников пользуются SMS и мгновенными сообщениями для нужд компании. 95% также утверждают, что применяют хотя бы одно самостоятельно купленное устройство для решения бизнес-задач. И, наконец, если верить прогнозам, то в 2013 году 70% случаев использования социальных сетей будут связаны с работой.

Российские корпоративные ИТ не успевают за таким пользовательским развитием, и нередко встречается ситуация, при которой человек имеет личный новейший ноутбук с Windows 7 и современный смартфон, но в офисе вынужден работать за стационарным ПК с Windows XP и не может проверять почту с личного телефона. При этом ИТ-служба не рекомендует использовать для корпоративных задач свои собственные устройства.

Развитию консьюмеризации ИТ препятствуют и некоторые специфические российские проблемы. В первую очередь, это отсутствие качественных высокоскоростных каналов в регионах. Ситуация меняется, но пока не везде.

Второй серьезной «отечественной» проблемой является пиратство. Около 65% всех ОС Windows в России нелицензионные. Согласно исследованиям, в 96% всех нелицензионных Windows код был изменен, около 25% из них содержат вредоносное ПО, и все 100% не получают важных обновлений от Microsoft. Неуправляемая или незащищенная операционная система уязвима, в этом случае вся организация оказывается в зоне риска, поэтому удаленный доступ резко ограничивается.

Еще одной проблемой является недостаток доверия со стороны руководства компании, кадровых служб, ИТ и службы безопасности к пользователям и их способности самостоятельно контролировать свое время, ресурсы и безопасность в случае их удаленной работы.

Зеленый коридор

Закрыть проникновение в компанию консьюмеризации ИТ или дать ей «зеленый свет» — ответ на этот вопрос в значительной мере зависит от решения ИТ-департамента и его руководителя. На ИТ-специалистов ложится серьезная ответственность, а руководство нередко опасается, что новый стиль работы потребует значительных ресурсов высококвалифицированных кадров, которые обычно очень загружены текущими задачами.

Однако отказаться от возможностей и преимуществ консьюмеризации сегодня — значит лишить свою компанию грандиозных перспектив и существенных конкурентных преимуществ в будущем.

Источник: CNews, Александр Ларкин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *