Тихая заводь приморского туризма

Прошлым летом зубами в пять рядов акулы в клочья разорвали туристический сезон в Приморье. Поток туристов сократился в несколько раз. Базы отдыха простаивали в ожидании постояльцев, пляжи были непривычно пустыми. «Сезон-2012», по прогнозам, не станет настолько же пессимистичным, однако представители турбизнеса все-таки переживают.

туризм

По оценкам, до половины отдыхающих в Приморье туристов — гости из Хабаровска и Амурской области. Местные туристические компании в этом году, как и раньше, приготовили и спланированные туры, и экскурсионные программы, но ажиотажа, как в былые времена, до сих пор не дождались — отголоски неудачного сезона-2011.

«Безусловно, все, что происходило в Приморье в прошлом году (Фукусима, шторм и акулы), не прошло без следа, — рассказывает Екатерина Зятькова, ведущий менеджер ООО «Вокруг света» (г. Хабаровск). — С помощью СМИ мы оставили горький осадок в умах хабаровских туристов. Поэтому на нынешний сезон мы смотрим реалистично и не прогнозируем высоких продаж (относительно прошлых лет). Хорошо было бы укрепить и увеличить результат прошлого года».

Обыкновенные «рабочие лошадки»

Учитывая динамику развития туристического бизнеса, специалисты сходятся во мнении, что отдых в Приморье постепенно сдает позиции — к природным катаклизмам прибавляется короткий купальный сезон. В этом отношении более выигрышной выглядит заграница. Отдых на чужих просторах по цене не сильно отличается от отечественного.

«Большого туристического потока в этом году не ожидается: падение по отношению к прошлому году составляет 10%-15%, — объясняет Татьяна Мусатова, директор ООО «Арт-Визит» (г. Хабаровск). — Основной поток ориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион: Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Корея, Япония, Малайзия, о. Гуам и т.д. Дело не в плохом сервисе со стороны работы в Приморье, а в политическом решении данной проблемы. Мы обыкновенные «рабочие лошадки» и бьемся как можем, но договориться с владельцами баз отдыха подчас невозможно».

Дело в том, что многие базы отдыха, стремясь обойти турфирму как посредника, пытаются работать с туристами самостоятельно. При этом должного сервиса во многих случаях гости не получают. Отсюда, по мнению турфирм, основной негатив и нежелание повторять неприятный опыт дважды.

Приморским базам отдыха необходимо изменить подход и отношение к работе, считает Мусатова: «У многих владельцев и сотрудников баз мы наблюдаем полное отсутствие делового подхода. Зато видим навязывание лишних услуг, таких как питание (неясно, кто, что и из каких продуктов готовит), горячий душ, доставка воды. Сегодня в цивилизованном мире это норма, а не привилегия, за которую нужно платить. Это необходимо прекратить. Туристы побывали во многих странах и посмотрели, как надо отдыхать, и поэтому, прежде чем предлагать отдых на туробъектах, их владельцам надо очень хорошо подумать над вопросом: «А готов ли я работать в этом бизнесе? Правильно ли разработал программу, предложения и много-много всего?» Сегодня далеко не 90-е годы, когда можно было дурачить. Пора менять подход, а меняться готовы не многие. Возможно, образования не хватает, возможно, опыта…»

Екатерина Зятькова: «Необходимо укрепить позиции Приморья в общей линейке предложений туриндустрии. Пока на фоне других оно выглядит не таким привлекательным, как ранее. Нужно открывать современные базы отдыха, улучшать качество обслуживания, налаживать индустрию развлечений. При этом контролировать стоимость путевки для туриста. В общем, задач очень много. Я искренне желаю развития и процветания внутреннему туризму Приморского края. Мы в Хабаровске тоже заинтересованы в его развитии. Постоянный мониторинг баз отдыха, командировки, реальные фотографии и искусная обработка туриста на месте — вот залог успеха. Мы стараемся доводить до клиента точную информацию, достоверную и интересную».

Мнение соседей поддерживают и владивостокские коллеги. Наталья Архипова, менеджер по туризму Всероссийской сети «БИЛЕТУР»: «Существует более 300 маршрутов различной направленности, что свидетельствует о растущем интересе к Приморью как к туристическому объекту. Но, к сожалению, туристическая инфраструктура отстает от должного уровня и препятствует выполнению туристических программ на международном уровне. Очень важно развить инфраструктуру, начиная с мест парковки и санитарных зон для туристических автобусов по пути следования экскурсионных маршрутов».

Главный недостаток Владивостока — неразвитая инфраструктура и индустрия развлечений, находящаяся в самом начале своего развития, считают специалисты. «Во Владивостоке нет ни одного парка отдыха с полноценным сервисом, не говоря уже об аквапарке, который давно пора построить. Лечебно-оздоровительные центры (санатории) не отвечают мировым стандартам. Властям Приморского края нужно уделять внимание развитию производства сувенирной продукции, отражающей тематику Приморского края. Ограниченный круг мероприятий регионального и международного уровня и недостаток событий, связанных с культурной жизнью Приморского края, не обеспечивают активного роста турпотока», — считает Архипова.

Маршруты и программы

Но при всех минусах у Приморья остаются неоспоримые (пока еще) и весьма привлекательные плюсы — море и природа. Потому приморские туроператоры основательно готовятся к приезду гостей. Чтобы ответить высоким запросам и ожиданиям, они обновили экскурсионные программы и маршруты. Во избежание разочарования компании учли международный опыт, потребительский интерес.

«По вполне очевидным причинам (проведение саммита АТЭС во Владивостоке) прогнозируется приток туристов летом и в начале осени 2012 г. Нам следует рассматривать Владивосток как центр деловой активности всего Дальневосточного федерального округа, учитывая и его близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо развивать международный туристический рынок, эффективно используя потенциал и имеющиеся туристические ресурсы. Что касается пляжного отдыха, наша компания разработала туристические маршруты и программы, в том числе по охоте и рыбалке, организации речных сплавов, — рассказала Архипова. — Чтобы привлечь туристов, мы разработали «экзотические» предложения, в частности увлекательный полет на комфортабельном вертолете над Владивостоком, а также в отдаленные места Приморского края».

Ожидается, что такие маркетинговые ходы поднимут интерес к Приморью. Кроме того, чтобы возросший спрос не разбился о скалу элементарной «нехватки» мест в гостиницах и базах, туроператоры забронировали достаточный объем номеров. По информации, ажиотаж в связи с проведением саммита АТЭС в отношении расселения уже сегодня многим доставляет неудобства.

«Нам пришлось полностью отказаться от работы с Приморьем, в частности с Владивостоком, — разводит руками Лариса Курганова, генеральный директор ООО «Галиотис Тревел». — Дело в том, что профиль нашей компании — работа с большими по численности группами. В основном это туристы из Азии, которые хотят комплексно изучить Россию. Начинают они свое путешествие во Владивостоке (посещают интересные экскурсии), затем приезжают в Хабаровск, после в Иркутск и далее на запад. Как правило, это пожилые и обеспеченные гости, поэтому ранее мы расселяли их в гостиницах класса люкс (отель «Хенде»). Недавно мы столкнулись с тем, что мест на лето нет. Достойных альтернатив тоже. К сожалению, нам пришлось сообщить туристам, что их путешествие по России начнется в Хабаровске. Многие искренне расстроились».

Источник: «Конкурент»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *