Газовая камера для Приморья

Проект строительства завода по производству сжиженного газа в Хасанском районе Приморского края вызвал серьезную озабоченность у населения. На примере Сахалина уже известно, насколько вредным может быть такое предприятие.

Нефте- и газохимическая отрасль

Проект «Владивосток-СПГ», утвержденный в «Газпроме», предполагает строительство завода, состоящего из трех технологических линий мощностью 5 млн тонн в год каждая, на юге Приморского края у бухты Перевозная. Первая линия будет введена в 2018 году. Ресурсной базой станет газ Сахалина, а также якутских и сибирских месторождений. Продавать продукция предполагается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — пишет «Росбалт».

Лоббисты проекта из «Газпрома» не устают повторять о выгодах, которые ждут Дальний Восток. Однако население знает цену рассказам пиарщиков «Газпрома» о якобы «экологичном» производстве — в качестве примера у них перед глазами проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

В начале марта Координационный совет по проблемам экологии Приморского края направил в ОАО «Газпром» письмо, в основу которого лег анализ заслуженного эколога РФ Дмитрия Вышкварцева. Ученый напомнил, что на Сахалине после введения в строй аналогичного производства СПГ «нормой» стали кислотные дожди. Выбросы окислов азота, серы и сероводорода, попадая в атмосферу, насыщенную прибрежной влагой и туманами, объединяются с молекулами воды и образуют при этом азотную, азотистую, серную и сернистую кислоты. По замечанию Вышкварцева, кислотные дожди производят губительное воздействие на растения, и, как следствие, на всю природную среду.

Сахалинские экологи произвели расчеты вреда, который способны нанести окружающей среде подобные проекты. «Для обеспечения нормальной работы завода производительностью 9,6 млн тонн топлива в год… нужно сжечь около 20-25% природного газа. При этом происходит огромный выброс в атмосферу углекислого газа, избыток которого вызывает, как известно, парниковый эффект. Допустим, что оператору «Сахалин-2» удалось снизить объем этого выброса на 50%. В этом случае объем попадания его в атмосферу составит не менее 1,5 млн тонн в год. И это будет продолжаться в течение 40-45 лет. То есть за 40 лет объемы выброса углекислого газа в атмосферу на Сахалине составят около 60 млн тонн», — подсчитали ученые.

Уже в начале пусконаладочных работ жители Корсаковского района Сахалина воочию увидели пресловутую «экологичность» производства. «Факел, непрерывно горящий на заводе СПГ в Пригородном, увеличился в несколько раз и выбрасывает гигантский — на несколько километров — шлейф черного дыма», — писали местные жители.

Мало кто сомневается, что результаты аналогичного проекта в Приморье будут отличаться от того, что обещают лоббисты газового строительства. Так, в прошлом году говорилось, что мощность завода в Хасанском районе Приморья составит 10 млн тонн СПГ в год. Однако в утвержденном официально проекте уже говорится о 15 млн тонн. Соответственно возрастет и урон, наносимый окружающей среде.

Между тем, согласно данным Минвостокразвития, средняя продолжительность жизни в Приморье составляет 66 лет, причем у мужчин этот показатель — 59,8 лет. То есть большинство мужчин умирает, не дожив до пенсии. В целом в Дальневосточном федеральном округе продолжительность жизни — самая низкая по сравнению со всей Россией. Начальник отдела по вопросам экологии департамента природопользования Минвостокразвития РФ Вячеслав Федоров недавно констатировал, что комплексное влияние на здоровье и естественную убыль населения Дальнего Востока оказывают две группы экологических факторов — загрязнение атмосферного воздуха и водоемов региона.

В этих условиях развитие экологически опасных производств, закрепляющих за Россией статус «сырьевого придатка Китая», приведет к еще большему ухудшению жизни россиян. Неудивительно, что к борьбе за экологию края подключился даже Совет ветеранов Владивостока. Председатель президиума совета Яков Кан выступил против использования предприятиями устаревших и экологически грязных технологий. Ветеран призвал единомышленников выступить на защиту родины, «как делали это уже не раз».

С учетом вредности производств, на Дальнем Востоке особое значение имеет охрана заповедников и в целом — бережное отношение к природе. Между тем, вблизи места строительства газпромовского завода находятся заповедники «Кедровая падь» и национальный парк «Земля леопарда». Общественники опасаются, что строительство нового промышленного объекта и его функционирование нанесут серьезный урон этим нетронутым уголкам природы, месту обитания редчайшего в этих краях леопарда.

Однако менеджеры газовой компании предпочитают рисовать проекты промышленных объектов и помалкивать об инвестициях в сохранение природной среды. Отсутствие реакции на протесты общества заставляет предположить, что газовым лоббистам просто нечего возразить своим критикам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *